Стимулирование Объединения Сельскохозяйственных Предприятий Для Сохранения В Хозяйственном Обороте Земель И Иного Имущества

Содержание

Организация использования сельскохозяйственных земель Федеральной собственности Третьяков Василий Егорович

Наконец, важное народнохозяйственное значение имеет сегодня эффективное восстановление катастрофически разрушающихся в процессе хозяйственной деятельности земельных ресурсов страны. Именно федеральные земли должны стать тем полигоном, на котором и будут отрабатываться наиболее продуктивные формы, способы и механизмы сохранения и восстановления утраченных полезных свойств земельных ресурсов. Речь прежде всего идет о землях, оказавшихся в районах крупных экологических катастроф, восстановление хозяйственной ценности которых отвечает интересам общества в целом, а инвестирование такого восстановления не под силу отдельным субъектам федерации, а тем более муниципальным и местным органам управления.

Сказанное в известной мере объясняет побудительные мотивы предпринятых в очередной раз попыток реформирования земельных отношений, с замещением социалистического на рыночный земельный уклад. Восстановление института частной собственности на земельные ресурсы, включение их в систему полноценных рыночных отношений и создание развитой инфраструктуры земельного рынка — вот основные принципы, на которых базируется концепция земельной реформы [4;16;37;41;46;55;58;61;71;75;88;89;92;93;109].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 332

Значительные площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий находятся в государственной и муниципальной собственности в составе фондов перераспределения земель. Для вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо формирование региональных реестров неиспользуемых земель с указанием их качества и иных характеристик, публикация реестров на официальных сайтах администраций субъектов РФ и сайтах муниципальных районов.

Введение Реформирование экономики России привело к коренной трансформации системы сельскохозяйственного землепользования. С начала 90-х гг. начался процесс реформирования земельных отношений и переход от исключительно государственной формы собственности на землю к ее перераспределению.

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и правовых актах субъектов РФ. Так, ст. 12 ЗК РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Административная ответственность. Согласно ЗК РФ и КоАП РФ данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Вынесение предупреждений и наложение штрафов осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Росреестром, Росприроднадзором, Россельхознадзором).

Организация рационального использования земли на сельскохозяйственном предприятии в современных условиях хозяйствования

Для сохранения и повышения плодородия почв осуществляется реализация мероприятий федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Целесообразна пролонгация целевой программы до 2013 года.

Отсюда появляется основная цель — разработка мероприятий по повышению эффективности отрасли растениеводства, социально-экономическим процессам на селе и основным тенденциям и перспективам развития форм ведения хозяйства в условиях рыночно ориентированной экономики.

Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Они зафиксированы в ст. 79 ЗК. Пастбища, залежи, сенокосы, пашни, территории, занятые виноградниками, садами и прочими многолетними насаждениями, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. Эти участки подлежат особой охране, поскольку имеют приоритетное значение в с/х деятельности. Существуют также особо ценные территории. К ним, в числе прочего, относят территории опытных и производственных подразделений при научных организациях, учебно-опытных отделений образовательных учреждений и другие угодья. Если их кадастровая стоимость выше среднего показателя по городскому округу/муниципальному району, они могут включаться в состав земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатация которых в иных целях запрещена.

Читайте также:  Адресно Справочная Информация В Отношении Физического Лица

Виды земель сельскохозяйственного назначения формируют отдельную категорию ресурсов. К ним относят лучшие территории, считающиеся достоянием страны. В с/х деятельности они выступают не только в качестве пространственно-операционного базиса, но и как основной производственный фактор. В этой связи устанавливается особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. ФЗ №101 определяет функции государственных органов по обеспечению контроля над состоянием этих территорий, обязанности лиц, осуществляющих с/х деятельность, стимулирующие меры для повышения качества грунта.

Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы»

Крупный город изменяет почти все природные компоненты — атмосферу, растительность, почву, рельеф, поверхностные и подземные воды, грунты и даже климат. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда сравнимы с разницей климатических условий мест со смещением на 20° по широте.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ И НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

7 На федеральном уровне установлена предельная площадь ЛПХ 0,5 га. Максимальный размер может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в 5 раз [6]. В Тюменской области установлен их предельный размер 2,5 га [7]. Вызывает сомнение целесообразность такого разграничения на основе предельной площади земель, поскольку существует значительная разница в доходности земель в зависимости от вида угодий и их качества, например, дохода, получаемого с 2,5 га наиболее высокопродуктивной пашни и низкопродуктивных заболоченных пастбищ аналогичной площади. В условиях значительной доли неиспользуемых земель в регионе [8] предлагается предоставить возможность использовать ЛПХ на законных основаниях бо льшую площадь, для чего необходимо разработать более дифференцированные предельные нормативы. Рассмотрим один из возможных вариантов разработки нормативов предельных площадей земельных участков на основе их кадастровой стоимости, это актуально с учетом того, что средние удельные показатели кадастровой стоимости (УПКС) одного гектара сельскохозяйственных угодийпо муниципальным образованиям Тюменской области различаются в 23 раза. С учетом средних значений УПКС участок максимально допустимого размера для ведения ЛПХ в Заводоуковском районе будет стоить руб., тогда как в Вагайском районе стоимость участка такой же площади 3250 руб. Если принять в качестве расчетной максимальную кадастровую стоимость земельного участка (74750 руб.) с предельной площадью 2,5 га, можно рассчитать предельные нормативы площади для всех муниципальных районов (табл. 2). Таблица 2 Расчет предельных нормативов площади земельных участков, используемых для ведения ЛПХ на основе средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКС) п/п Наименование муниципального района Средние значения УПКС, руб./га 278 Предельные нормативы площади земель, используемых для ведения ЛПХ, га 1 Абатский ,9 2 Армизонский ,0 3 Аромашевский ,4 4 Бердюжский ,6 5 Вагайский ,5 6 Викуловский ,7 7 Голышмановский ,4 8 Заводоуковский ,5 9 Исетский ,2 10 Ишимский ,4 11 Казанский ,1 12 Нижнетавдинский ,3 13 Омутинский ,0 14 Сладковский ,7 15 Сорокинский ,1 16 Тобольский ,7 17 Тюменский ,9 18 Уватский ,9 19 Упоровский ,1 20 Юргинский ,2 21 Ялуторовский ,1 22 Ярковский ,6 Среднее по области ,2

2 гражданами, не примкнувшими к какому-либо предприятию и не оформившими документы на участок, в основном они не обрабатываются [1]. Важным условием эффективного использования сельскохозяйственных угодий региона является вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с институциональным подходом в экономических исследованиях при разработке мероприятий, способствующих повышению эффективности использования земли, нельзя ограничиваться анализом только экономических процессов, необходимо включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы, в частности институт земельного права, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения. Объекты и методы исследования Предметом исследования являются мероприятия, обеспечивающие вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, а также правовые механизмы реализации данных процессов. Объект исследования сельскохозяйственные угодья юга Тюменской области. В методологической основе исследования диалектические методы: абстрактно-логический анализ и синтез. Результаты исследований Осуществление данных процессов вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков основывается на реализации мероприятий по трем основным направлениям: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов и экономическое стимулирование использования земли. В ходе исследования обобщены и дополнены основные мероприятия и механизмы реализации процессов вовлечения невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков в сельскохозяйственное производство (табл. 1). Формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Выявление неиспользуемых земельных участков происходит в результате осуществления функций государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Для их осуществления необходимы данные о правообладателях неиспользуемых земельных участков, которые зачастую отсутствуют в сведениях Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как значительная часть земельных долей до сих пор не выделена в натуре. Для осуществления процедуры признания земельного участка неиспользуемым требуется установление его границ и постановка на государственный кадастровый учет. Для окончательного размежевания долевых земель необходима разработка проектов межевания земельных участков на всей территории каждого реорганизованного хозяйства, а также проведение комплексных кадастровых работ, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов земельных участков [2]. Отправная точка выявления невостребованных земельных долей первоначальные списки граждан (собственников) земельных долей, в коллективно-долевую собственность которых передавались земельные участки, ранее закрепленные за сельскохозяйственными организациями. 273

Читайте также:  Я Юридическое Лицо И Мать Одиночка Могу Я Не Плотить Налоги

Стимулирование Объединения Сельскохозяйственных Предприятий Для Сохранения В Хозяйственном Обороте Земель И Иного Имущества

Гражданам земельные участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Такое положение является новым в земельном законодательстве и следует предполагать, что полезно в плане усиления государственного регулирования по гарантированному выбору эффективного и стабильного собственника сельскохозяйственных земель. Этот принцип устойчивого землепользователя позволит превентивно отсечь проникновение на рынок полевых земель случайных псевдотоваропроизводителей.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья Сальников И.В. Земельные участки: правовое регулирование, оформление, судебная практика. М.:Инфра-М, 2009. — Система ГАРАНТ, 2009. .

1) в них неисчерпывающим образом указаны виды и формы использования земель сельскохозяйственного назначения: могут иметь место и иные виды и формы использования земель, если это не ведет к изменению категории и целевого назначения данных земель;

Планирование рационального использования земель

Что касается организации рационального использования земель, то данное понятие вмещает в себя управленческую государственную деятельность по созданию необходимых условий для рационального использования земель посредством проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с экономическими мерами, в том числе деятельность по организации территорий.

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в федеральном земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ. Наиболее подробно вопросы охраны земель, как компонента природной среды, освещаются в Федеральном законе от 10.01.02 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где говорится, что земли являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования земель, регулируются также Федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях», «О мелиорации земель» и рядом других нормативных правовых актов, которые можно отнести к природоресурсному законодательству.

Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения

  • Для непосредственного сельскохозяйственного производства;
  • Для дорог и коммуникаций, обеспечивающих такое производство;
  • Для различного вида защитных насаждений и модификаций ландшафта;
  • Для водных объектов.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Охрана земель

Государство проводит политику, направленную на охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, обеспечение экологического равновесия, в т. ч. стимулируя применение удобрений за счет средств бюджетов всех уровней.

Читайте также:  На Какой Недели Уходят В Декретный Отпуск

Наряду с этим одним из наиболее интенсивных и распространенных процессов является опустынивание земель на страдающих от недостатка воды территориях российского Юга. В результате опустынивания теряется продуктивность земель, приходят в движение оголившееся пески, почвы подвергаются эрозии и засолению.

Земли сельскохозяйственного назначения

В целом на отношения по использованию земель указанной категории распространяются все общие нормы земельного законодательства, однако правовой режим земель сельскохозяйственного назначения включает нормы, регулирующие в том числе отношения: по использованию земель внутри данной категории в зависимости от целей сельскохозяйственного использования, региона использования и качества земель; по определению порядка использования земель различными участниками сельскохозяйственной деятельности; в области оборота, в том числе приватизации земель сельскохозяйственного назначения; по обеспечению охраны земель сельскохозяйственного назначения, а также нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение законодательства об использовании сельскохозяйственных земель.

Пункт 3 ст 19 указанного Закона предусматривает, что при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член (участник) вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива, который приобретает право собственности на участок, либо передать земельный участок, находящийся в его собственности, кооперативу в аренду.

Правовой механизм государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в современной России: особенности формирования, тенденции и перспективы

Кроме того, необходимо определиться с полномочиями контролирующих служб (сейчас это органы и Росреестра, и Россельхознадзора). Четкого разделения компетенции этих органов применительно к ситуации неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения нет. Так, органы Росреестра наряду с полномочием осуществлять контроль за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению наделены также полномочиями по контролю за выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Выполнение таких же иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности контролируют органы Россельхознадзора .

В вопросах использования земель соответствующие правовые механизмы (целевое назначение земель, их учет и охрана, ответственность за совершение земельных правонарушений и др.) применяются в нашей стране уже много десятилетий. Здесь давно сложились как сами нормы, так и правоприменительная практика. Конечно, реформы 1990-х гг. повлекли определенную трансформацию ранее действовавших норм. Однако кардинального пересмотра законодательства и выработки принципиально новых механизмов регулирования при этом не требовалось.

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям) для осуществления сельскохозяйственного производства в аренду.

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1, 074

Однако при таком потенциале сельскохозяйственных угодий не обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации из-за недоиспользования значительной части сельскохозяйственных угодий, которые выбыли из оборота за период аграрных преобразований. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка в пределах 80–95 процентов [9].

Нормативными актами, определяющими основы комплексной государственной аграрной политики по развитию сельского хозяйства, являются Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2017 годы», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р [3].

Оцените статью
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус