Сравнить Институт Опеки И Институт Попечительства Различия

Основы римского права

Сущность и условия негаторного (отрицательного) иска, его понятие в римском частном и современном отечественном праве. Особенности негаторных рисков, практика их применения. Основные цели требований заявителя: восстановление в правах и возмещение ущерба.

Понятие негаторного иска в российском гражданском законодательстве. Основания и условия предъявления негаторного иска. Основание негаторного иска. Условия удовлетворения негаторного иска. Субъект права на предъявление иска. Объектом требования.

Составить сравнительную таблицу «Опека, попечительство, патронаж»

1Согласно ст 18 ФЗРФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что пункт 1 статьи 30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании гражданина Кулакова С.В. огра­ниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что Кулаков С.В., проживает один в квартире, пристрастился к азартным играм, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

В 1785г. было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство — с 14 до 21 года. По закону 1775г. были созданы дворянская опека, сиротский суд и др. органы. Опекуны ежегодно давали отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду. По сравнению с предыдущим законодательством опекун осуществлял свою обязанность возмездно, имея право на 5 % от доходов малолетнего, полученных в результате хозяйственной деятельности; на него возлагался учет приходов и расходов средств опекаемого в специальных книгах. Опекунскими делами купеческих и мещанских малолетних детей, оставшихся без родителей, ведал Городской сиротский суд.

Практика реализации закона 1785г. была далека от совершенства. Имело место и злоупотребление опекунов, да и опекунами назначались не всегда подготовленные и честные люди. Тем не менее, все последующие попытки создать положения об опеке и попечительстве заканчивались полным провалом. Не утверждается проект положения 1810г., разработанный законодательной комиссией во главе с М.М. Сперанским, проекты, разработанные в 1847, 1860, 1864, 1891 гг. также по разным причинам отклоняются Государственным советом.

Чем отличается опека от попечительства

  1. Опекун может совершать сделки от имени малолетнего (хотя в случаях с крупными суммами для этого потребуется соглашение сотрудника специального органа). Попечитель лишен подобного права, он может только давать свое согласие или запрещать, но не делать это от имени ребенка.
  2. При опеке гражданин осуществляет полный контроль над жизнью подростка. Попечительство предусматривает лишь помощь малолетнему.
  3. Опека предусматривает полную имущественную ответственность за действия, которые предпринимает опекаемый ребенок. В случае с попечительством материальную ответственность несут оба участника правоотношений: и попечитель, и подопечный.
  4. Гражданин, который опекает малолетнего, обязан постоянно жить с ним. В случае с попечительством, раздельное проживание возможно начиная с того момента, когда подопечному исполнится 16 лет (по разрешению органа опеки).

Подопечный обладает правом трудоустройства, имеет возможность проходить обучение и получать за это стипендиальное вознаграждение. Но если он хочет совершить дорогостоящую сделку, сделать это без разрешения со стороны попечителя нельзя. Подобное ограничение не касается мелких бытовых сделок.

Чем отличается попечительство от опеки, что это такое: разница между опекуном и попечителем

Над пожилым человеком при его пожелании может быть установлено попечительство. Так происходит, когда он не способен самостоятельно передвигаться, имеет инвалидность и пр., что является частичной недееспособностью. Когда же престарелый гражданин недееспособен, не может отвечать за свои действия, над ним устанавливается опека.

Основное отличие попечителя и опекуна в том, что опекун полностью берет на себя социальные функции опекаемого, независимо от возраста. Последний же не в силах делать этого самостоятельно, такой возможности у него нет и по закону. Ребенок должен иметь законного представителя, а недееспособные не отдают отчет своим действиям.

Виды и формы института опеки и попечительства

В соответствии с п. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ приемная семья — это опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре. При этом договор о приемной семье приравнивается к договору возмездного оказания услуг.

Читайте также:  Приобретение Баннера Косгу

Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе назначить ему нескольких опекунов или попечителей либо наделить одно и то же лицо правовым статусом опекуна (попечителя) в отношении сразу нескольких подопечных.

Опека и усыновление: принципиальные отличия

  • Лица, которые в судебном порядке признаны недееспособными либо ограниченно дееспособными.
  • Лица, ранее недобросовестно выполнявшие обязательства по опекунству и отстраненные за это от несовершеннолетнего.
  • Родители, которых в судебном порядке лишили родительских прав.
  • Лица, которые уже выступали усыновителями, но факт усыновления по их вине был отменен.
  • Лица, у которых не имеется места постоянного проживания.
  • Лица, находящиеся в крайне затруднительном финансовом положении.
  • Ранее судимые лица.
  • Супруги, хотя бы один из которых подпадает под выше указанные признаки.

Прежде чем говорить о приоритетах одной из рассматриваемых форм защиты имущественных интересов недееспособных либо ограничено дееспособных лиц, необходимо отметить разницу между усыновлением и опекой. Различия между двумя указанными институтами принципиальны, хотя цель у них одна. Опека от усыновления отличается следующими моментами:

Институт опеки и попечительства

При этом опека является munus publicum, общественной повинностью, в двояком направлении. Прежде всего, в этом определении заключается мысль о том, что опека в смысле заботы о лицах, которые сами о себе заботиться не могут, есть общая обязанность государства. Эта мысль была совершенно чужда старой опеке: если у малолетнего или безумного не было ни опекуна по закону (вследствие отсутствия родственников), ни опекуна по завещанию, то он в старом праве вовсе оставался без опеки, так как не было лиц, которые имели бы на нее право. Во второй половине республики точка зрения государства меняется. Lex Atilia, закон неизвестного времени, но, во всяком случае, до 186 г. до Р. Х. (до senatusconsultum de Bacchanalibus), предписала в таких случаях назначать опекуна магистратам — именно претору при участии народных трибунов. Вместе с тем постепенно усиливается контроль государства над деятельностью опекунов. Во многих случаях они должны на те или другие акты испрашивать разрешение властей. Опекунские дела разрастаются настолько, что делаются специальной компетенцией известных органов власти; таковыми являются в период империи сначала консулы, потом особые praetores tutelares, а в провинциях провинциальные правители при участии органов муниципального самоуправления. Эти последние несут даже субсидиарную ответственность перед опекаемым за плохое управление рекомендованных ими опекунов. С другой стороны, опека делается общественной обязанностью, и для отдельных граждан. Если раньше быть опекуном составляло право, от которого каждый мог свободно отказаться и которое можно было свободно переуступить (in jure cessio tutelae по отношению к женщине засвидетельствована еще классическими юристами), то теперь это — обязанность, освобождения от которой можно просить только при наличности известных уважительных причин (excusationes) и о переуступке которой путем частного соглашения не может быть речи. Одним словом, опека изменяется в самом своем существе и в позднейшем императорском праве принимает приблизительно тот вид, который она имеет в законодательствах современных.

Впрочем, опека над женщинами рано утратила своё практическое значение. Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях, и лишь некоторые акты цивильного права (участие в легискационном процессе, отчуждение res mancipi) нуждались в согласии опекуна. Но и эти ограничения к началу классического периода воспринимаются как излишние, в частности Гай считал, что они имеют под собой основания.. В первой половине I в. был отменен основной вид опеки над женщинами — опека ближайших агнатов, а затем — практически не применявшаяся опека по завещанию мужа или отца. 16

Отличия опеки от попечительства

Попечителя назначают подростку от 14 до 18 лет, а также взрослому человеку, который обозначен судом частично дееспособными (с зависимостями). Деяния попечителей заключаются в контролировании поступков подопечного, его имущества и денежных средств.

  • выступать от имени подопечного во всех сделках;
  • обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;
  • требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;
  • обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;
  • защищать имущество подопечного;
  • не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;
  • в случае если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Становление и развитие института опеки и попечительства в российском праве

С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого функции ОО и П выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время ОО и П являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако после повышения статуса ОО и П с местного на региональный уровень в действительности ситуация мало изменилась. В большинстве субъектов РФ продолжает реализовываться муниципальная модель ОО и П посредством принятия законов субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по осуществлению функций ОО и П. В то время как такой вариант должен носить исключительный характер. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ N 48-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления 20 поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве», законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Такая ситуация носит повсеместный характер, что нельзя признать правильным. Несовершенства системы ОО и П, основанной на модели ее осуществления органами местного самоуправления, проявились наиболее отчетливо в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 г. ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанный Закон предусмотрел реализацию новой жилищной гарантии детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма сроком на пять лет вместо договора социального найма. Только по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии оснований для оказания нанимателю помощи в преодолении трудной жизненной ситуации в отношении занимаемого жилого помещения заключается договор социального найма. Законом предусмотрено обязательное формирование на уровне субъекта РФ списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда. При этом функции по жилищному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (включая установление оснований для предоставления жилья, формирование списка льготников, предоставление жилого помещения, контроль за сохранностью закрепленного жилья, постинтернатное сопровождение нанимателей с целью выявления проблем с выполнением обязанностей по договору найма или риска появления иных 21 правообладателей жилого помещения), отнесены новым Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, расширен круг льготников за счет уточнения оснований признания невозможным проживания в ранее закрепленном жилом помещении, а также за счет придания положениям Закона обратной силы с закреплением обязанности обеспечить жильем всех граждан льготной категории, включая достигших 23 лет, но не реализовавших до вступления Закона в силу свое право. До вступления в действие ФЗ N 15-ФЗ функции по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в большинстве субъектов РФ были переданы на местный уровень. В реализации этой функции имелись значительные несовершенства. В частности, они касались недостаточной регламентации правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении. Несмотря на внеочередной порядок предоставления жилья (ст. 57 ЖК РФ в редакции до ФЗ N 15-ФЗ) и ее разъяснения Верховным Судом РФ , правила учета льготников по-разному определялись в законодательстве субъектов РФ и органов местного самоуправления. Не везде формировался предварительный учет, учет по инициативе самих льготников не предусматривался, в результате многие из указанной категории граждан, достигнув 23 лет, не по своей вине, а по упущениям в деятельности ОО и П оказывались не включенными в списки льготников и (или) не состоявшими на учете и утрачивали право на получение жилья. По указанному вопросу сложилась противоречивая судебная практика, некоторые суды восстанавливали право граждан на получение социального жилья, отмечая особый порядок реализации такого права и активную роль в 7 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (вопрос 3), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г. 22 этом процессе ООиП8 . Другие суды, напротив, формировали отрицательную практику, ограничиваясь формальным подходом, исключительно возрастным критерием льготника без оценки роли ООиП, упущений в его работе и недостаточной законодательной регламентацией этого вопроса .

Читайте также:  Инвалидность 3 Группы Сколько Платят 2020

Таким образом, охрана прав этой категории лиц осуществлялась посредством попечительства, а не патронажа (сам термин «патронаж» в современном праве появился только с введением в действие ГК РФ 1994 г.) С введением в действие ГК РСФСР 1964 г. связаны и перемены в позиции законодателя по отношению к такому социальному явлению, как расточительство. В ст. 16 Кодекса появилась формулировка, которая присутствует и в действующем ГК РФ: «Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности». Таким образом, для такого ограничения, а следовательно, для назначения попечителя наряду с поведением гражданина определяющее значение приобрело материальное положение семьи. Этот пример ярко демонстрирует направленность мер правовой охраны. Если гражданин одинок либо злоупотребление им алкоголем еще не 6 Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения Российский судья, 2008. N 3. С.27 18[4] затронуло семейного бюджета, его поведение остается за рамками общественного интереса. Появление попечительства в отечественной правовой системе было обусловлено в свое время наметившейся дифференциацией объема дееспособности граждан и необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие объему ее дееспособности. Традиционно по российскому праву опека и попечительство хотя и не совпадают по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название «опека и попечительство».

ГЛАВА характеристика института опеки и попечительства в России

По ст. 219 такие попечители выбирались самими несовершеннолетними. Эти постановления закона были истолкованы практикой в том смысле, что с достижением 17 лет опека заменялась попечительством, которое отличалось по своим функциям от опеки. Попечитель лишь восполнял деятельность несовершеннолетнего, но не действовал за него сам; находящемуся под попечительством предоставлялось право без согласия попечителя, искать и отвечать на суде, отчуждать движимость, приобретать ее за наличные деньги, отдавать свои вещи в залог, получать проценты с капитала и доходы по имению и т.п. 1 .

Читайте также:  Что Такое Безвозмездно Пошить

Почти все западные законодательства второй половины XIX в. учреждали временное попечительство, по характеру прав попечителя не отличавшееся от опеки, но включавшее в себя заботу об имуществе и личности лишь в определенном объеме и продолжавшееся до тех пор, пока в нем не отпадала надобность. По этому же пути в проекте опекунского устава 1891 г. пошла и Россия, наметив вместо старого русского попечительства новое, западноевропейское.

Институт опеки и попечительства в современном гражданском праве

Римское право различает два вида опеки: опеку в собственном смысле, tutela, и попечительство, cura, но принципиального различия между обоими видами нет. Попечительство длилось до совершеннолетия лица, т.е. достижения им 25 лет. Различие между статусом опекуна и попечителя было формальное и сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного. На территории Франции в странах «писаного» права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами. В древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.

В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст.198 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: «Попечитель над совершеннолетним лицом устанавливается по его ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае».

Разница между опекой и попечительством

Опека может быть установлена на детей до 14 лет, а также на тех граждан, которые признаны судом недееспособными. Их объединяет невозможность понимать характер совершаемых действий, что требует комплексного контроля. Попечительство может быть установлено на детей от 14 до 18 лет либо на ограниченно дееспособных лиц. Подопечные могут не только совершать мелкие бытовые сделки, но и трудоустраиваться, свободно распоряжаться своими доходами, в том числе заработком и стипендией. Однако все более-менее серьёзные сделки совершаются с согласия попечителя. Это позволяет защитить права подопечного и его законные интересы.

Опека – форма устройства несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, а также защиты прав лиц, признанных недееспособными в судебном порядке. Для установления данных правоотношений необходим опекун, требования к которому зафиксированы законодательными актами. Опека устанавливается над детьми до 14 лет либо над недееспособными гражданами любого возраста.

В чем принципиальное различие институтов опеки и попечительства

Таким образом в основании залога лежит ответственность должника по обязательству; эта ответственность (obligatio) скрепляется вещным обеспечением, «ответственностью вещи» – res obligata.
Задание №6
Раскройте содержание следующих понятий – action in rem, conductor, delictum, facio ut des, rei vindication 1

«Бесчестные» лица существенно ограничивались по римскому классическому праву. Они не могли вступать в законный римский брак со свободнорожденными, были ограничены в области наследования и процессуальной сфере. Так, им запрещалось представлять в суде интересы других лиц, а также возлагать на кого-либо обязанности по представлению в процессе своих интересов.

Глава 1

Проявление в данных отношениях интереса общегосударственного масштаба имеет большое значение, во-первых, для рассмотрения функций органов опеки и попечительства как государственных полномочий, а во-вторых, для определения субъектного состава правоотношений по опеке (попечительству).

Так, Л.М. Пчелинцева указывает, что «в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан» 2 , в то же время, отмечая, что для семейногоправа это формы устройства детей.

Институт опеки и попечительства и его перспективы

Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. В частности, совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах. Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания .

К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется . Данным нормам были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (А.М. Белякова и другие), 1993 г. (А.М. Нечаева) .

Оцените статью
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус